
Гриб Герициум Гребенчатый
Гриб Герициум Гребенчатый — это лечебный гриб (лат. Hericium erinaceus), считается сапротрофным или слабым паразитом. H.erinaceus привлекает особое научное внимание в последние четыре года, интенсивно изучаясь с точки зрения его первичных и вторичных метаболитов и их возможного лекарственного применения. Он дал ряд соединений, принадлежащих к различным классам с потенциальной биологической активностью, которые были протестированы против нескольких мишеней. Значительная часть исследований была сосредоточена на нейропротекторных свойствах гриба, которые в настоящее время широко описаны во многих работах. Еще одна большая область возможного терапевтического и антиканцерогенного применения H.erinaceus это его благотворное влияние на пищеварительные органы, в том числе желудок, печень, кишечник и толстую кишку. Водные и этанольные экстракты гриба продемонстрировали ингибирующее рост действие на линии раковых клеток желудка (NCI-87), печени (HepG2 и Huh-7) и толстой кишки (HT-29). В тесте пролиферации МТТ с наибольшей эффективностью против клеток Huh-7 (IC50 0,8 мг/мл для высушенного экстракта).Несмотря на то, что эти результаты не сравниваются с нераковыми клеточными линиями соответствующих тканей, в том же исследовании описано эффективное применение экстрактов против ксенотрансплантационных опухолей, образованных вышеупомянутыми раковыми клеточными линиями у SCID-мышей. Экстракты, полученные перорально, продемонстрировали опухолеукрепляющую активность, аналогичную таковой 5-фторурацила, наиболее широко используемого лекарственного средства, клинически применяемого для лечения рака желудочно-кишечного тракта, но продемонстрировали гораздо более низкую общую токсичность, чем 5-фторурацил. Другое исследование показывает, что водные экстракты H. erinaceus данные в качестве пищевой добавки, обладают антиметастатической активностью, сильно ингибируя миграцию клеток карциномы толстой кишки мыши CT-26 в легкие после внутривенного введения мышам BALB / c, уменьшая образование опухолевых узелков в легких примерно на 50% и предотвращая вызванное метастазированием увеличение массы легких. Механизм действия включает подавление матриксных мелаллопротеиназ 2 и 9, а также подавление активации ERK и JNK киназ, что также снижает общую жизнеспособность опухолевых клеток.

Дальнейшие исследования опухолеукрепляющей активности экстрактов H. erinaceus позволили выявить возможный спектр режимов их действия. Исследования на КТ-26 производных человеческих опухолях ксенотрансплантата рака толстой кишки в мышах показывали значительное уменьшение в росте опухоли после обработки водными экстрактами х. эринацеус. Было показано, что экстракты стимулировали активность естественных киллерных клеток и макрофагов с одной стороны и блокировали ангиогенез с другой. Все эти действия могут способствовать снижению роста опухоли, хотя противоопухолевые свойства комплексного экстракта могут ими не ограничиваться. В другом исследовании той же группы было продемонстрировано проапоптотическое действие тех же водных экстрактов на U937 клетки моноцитарного лейкоза человека по сравнению с нормальными фибробластами человека и мышей, измеренными методом проточной цитометрии. Предполагается, что механизм действия заключается в нисходящей регуляции антиапоптотических белков (Bcl-2, Bcl-xL(S), XIAP и cIAPs), но не в восходящей регуляции проапоптотических белков. В дальнейшем в связи с изучением иммуномодулирующего потенциала H. erinaceus можно констатировать, что полисахаридные фракции этилового экстракта гриба и его производные способны стимулировать созревание дендритных клеток и опосредованную дендритными клетками продукцию цитокинов и пролиферацию Т-клеток, а также активировать макрофаги и повышать продукцию TNFa. Стимуляторное воздействие на кишечную иммунную систему, проявляющееся главным образом через повышение экспрессии поверхностного IgA и активацию естественных киллерных клеток, также было отмечено у мышей in vivo эксперименты, когда полисахаридная фракция H. erinaceus давалась в качестве пищевой добавки. Хотя эти исследования не дают никакого представления о точных структурных и химических свойствах активных полисахаридов, идея их иммуномодулирующего вклада в антиканцерогенный потенциал H. erinaceus весьма привлекательна.
Усилия по изучению противоопухолевого действия отдельных соединений, выделенных из H. erinaceus, дали впечатляющие результаты. Циантин дитерпеноид Эринацин А, мицелиальное производное H. erinaceus, продемонстрировало рост-inhibitory деятельности против различных линий раковой клетки и опухолей отнесенных к пищеварительному тракту. Оно смогл арестовать цикл клетки через ROS-посредничанную активацию реакции оксидативного стресса, инициируя потенцирование путей Jnk1/2 Maps, p70S6K и mTOR в линии клеток DLD-1 колоректальной аденокарциномы человека. Оно также показал значительное уменьшение пролиферации DLD-1 и другой линии HCT-116 клетки колоректального рака по сравнению с нормальными людскими эпителиальными клетками толстой кишки при анализе assay MTT. Окончательно, Erinacine A демонстрировало внутри-vivo ингибирование роста ксенотрансплантата DLD-1 у мышей голого тела. Противоопухолевая активность Эринацина А, опосредованная накоплением АФК, также была подтверждена сравнительными протеомными анализами в клеточных линиях рака желудка человека MKN28 и TSGH9201. Дальнейшие исследования также пролили свет на противоинвазивные свойства Эринацина А, которые он продемонстрировал на клетках колоректального рака DLD-1 и HCT-116 в пробах камеры Boyden и царапины ранозаживляющих. Протеомные исследования показали, что актин-связывающие белки кофилин-1 и профилин-1 являются нисходящими актерами, активируемыми Эринацином А — индуцированным АФК-ответом и опосредующим антиинвазивный эффект. Другим классом соединений, общих для грибов, являются цереброзиды, и здесь цереброзид е, выделенный из H. erinaceus, показал способность ингибировать (хотя и незначительно) образование трубки в культуре клеток HUVEC, тем самым являясь потенциальным блокатором ангиогенеза. Это соединение также обнаружило антитоксические свойства, снижающие повреждение клеток почки LLC-PK1 после цисплатинового лечения в культуре-свойства, которые могут предложить его для использования в комплексной химиотерапии рака.
Интересно, что H. erinaceus является не только источником низкомолекулярных биологически активных соединений, но и некоторых белков, обладающих потенциальной опухольподавляющей активностью. Действительно, Герициум- производный белок HEP3, который продемонстрировал комплексное иммуномодулирующее воздействие на мышей, также смог сильно снизить рост опухолей ксенотрансплантата CC531 клеток после внутрибрюшинной инъекции. Иммуномодулирующий эффект индуцировали путем стимуляции микробиоты кишечника белком и включали активацию пролиферации и дифференцировки Т-клеток, а также стимуляцию кишечных антигенпрезентирующих клеток. Другим примером биоактивного белка из того же гриба является гликопротеин HEG-5, который был способен индуцировать апоптоз в линии клеток рака желудка SGC-7901, стимулируя экспрессию проапоптотических факторов, таких как р53, Bax, каспаза 8 и каспаза 3.
Еще одной возможной, хотя и косвенной, активностью H. erinaceus, которая может иметь отношение к раку желудка, является способность грибковых экстрактов ремедиировать желудочно-кишечные язвы, которые, в свою очередь, могут быть классифицированы как канцерогенные состояния. H. erinaceus был использован для лечения гастрита и гастродуоденальной язвы в Китайской народной медицине. Этанольные экстракты H. erinaceus показали цитопротекторный эффект после лечения алкогольных язв желудка у крыс. H. erinaceus также способен ингибировать рост Helicobacter pylori, бактерия известная для того чтобы быть возбудителем для гастрита и гнойника. Проведен анализ петролейно-эфирных экстрактов гриба, показавший способность экстрактов подавлять рост шести штаммов Helicobacter pylori при микродилюционном анализе и диско-диффузионном анализе in vitro . При разделении экстрактов были получены два активных соединения, а именно 1-(5-хлор-2-гидроксифенил) — 3-метил-1-бутанон и 2,5-бис (метоксикарбонил)терефталевая кислота, которые отвечали за ингибирующую активность. Полисахарид, состоящий из глюкозы, маннозы и галактозы, выделенных из культивируемого мицелия H. erinaceus, способен проявлять антиоксидантные свойства на клеточной линии слизистой оболочки желудка GES-1 после обработки перекисью водорода, что делает этот полисахарид хорошим кандидатом на один из компонентов, ответственных за гастропротекторное действие гриба.
Что касается общего противоопухолевого потенциала Hericium erinaceus , то можно утверждать, что этот лекарственный гриб обладает комплексом активных соединений, способных блокировать опухолевый процесс на разных стадиях и по разным механизмам; большинство из них подтверждено как клеточной культурой, так и ксенотрансплантационными экспериментами. Было продемонстрировано, что H. erinaceus экстракты или их фракции / компоненты проявляют: (i) иммуностимулирующую активность, (ii) антиметастатическую активность через ингибирование матриксных металлопротеиназ, (iii) гастро-и кишечнопротекторную активность, (iv) антиоксидантный потенциал, (v) проапоптотическую активность, (vi) ингибирование ангиогенеза. Этот спектр противоопухолевых свойств обеспечивается различными соединениями: полисахаридами, липидами, терпеноидами (в том числе уникальными эринацинами) и даже белками. Таким образом, возможны две стратегии применения H. erinaceus для лечения онкологических заболеваний возможны: исследования комплексного действия экстрактов на больных с последующим их использованием в качестве противораковых профилактических пищевых добавок, а также детальное изучение выделенных из гриба соединений и механизмов их действия для использования их в целевой, персонализированной противоопухолевой терапии будущего. На сегодняшний день большинство связанных с раком исследований Гриба было сосредоточено на (хотя и не ограничивалось) желудочно-кишечными опухолями. Многие доклинические исследования на опухоленосящих мышах указывают на H. erinaceus как перспективный кандидат для терапевтического применения в этой области. Тем не менее, до настоящего времени не существует никаких клинических испытаний на грибе или его соединениях, более того, многие активные соединения все еще не идентифицированы, и многие механизмы их действия остаются неуловимыми. Таким образом, Hericium erinaceus является относительно хорошо изученным лекарственным грибом, обладающим гораздо большим терапевтическим потенциалом в будущем по сравнению с его нынешними эксплуатируемыми применениями. Относительно возможности выращивания этого гриба в промышленных масштабах, оно имеет большой шанс стать частью самомоднейшей естественной продукци-основанной целебной биотехнологии.